Механические колебания и волны. Решение задач – урок физики

Механические колебания и волны. Решение задач – урок физики

Скачать методическую разработку «Механические колебания и волны. Решение задач» урока физики в формате doc

Скачать презентацию «Механические колебания и волны. Решение задач» к уроку физики в формате ppt

Механические колебания и волныМетодическая разработка урока по физики в 9 классе предложена на Школьном портале по теме «Механические колебания и волны. Решение задач», включая в себя подробный конспект занятия и качественную презентацию. Это урок обобщения, в ходе которого происходит закрепление ранее изученных знаний и комплексное их применение. Отрабатываются на занятии, прежде всего, навыки решения задач количественного и качественного характера.

Подобранные задачи автором разработки «Механические колебания и волны. Решение задач», удачным образом взяты из жизни и быта, что, несомненно, позволит учащимся не только увидеть проявление физики в повседневной жизни, но, и активизирует их интерес к предмету в целом.

Цели урока физики следующие:
• сформировать практические умения школьников производить расчёты при решении количественных и качественных задач;
• сформировать умения логического анализа в процессе разбора задачи и формировании алгоритма её решения.

Механические колебания и волны — описание хода занятия

Механические колебания и волны-1Начало занятия учителем осуществляется с формулирования целей урока «Механические колебания и волны» в сопровождении слайдов презентации, которая позволяет на протяжении всего занятия активизировать внимание школьников и сделать восприятие материала более эффективным.

Этап актуализации ранее изученного материала автор методической разработки предлагает провести в форме самостоятельной работы, где представлены двенадцать тестовых заданий. Задания можно распечатать (Приложение 1) и раздать учащимся для выполнения, а также возможно демонстрация заданий на слайдах презентации (можете скачать выше) при записи учащимися их в тетрадь.

Самостоятельная работа по вопросам механических колебаний и волн

Задание 1. Механические волны представляют собой … (колебания, распространяющиеся в упругой среде)
Задание 2. Поперечными волнами называют … (волны, в которых наблюдается колебание частиц перпендикулярно линии распространения)
Задание 3. Продольными волнами являются … (волны, в которых колебание частиц осуществляется вдоль линии распространения)
Задание 4. Волны поперечные способны распространяться … (в твёрдых телах)
Задание 5. Продольные волны способны распространяться … (в твёрдых телах, в жидкостях, а также в газах)
Задание 6. Может ли вещество и энергия переноситься при распространении волны? (вещество — не может; энергия — может)
Задание 7. Звуковой волной называется … (волна, которая способна распространяться в окружающем пространстве с частотой в интервале 16 Гц — 20 кГц)
Задание 8. От каких параметров зависит громкость звука? (от амплитуды колебаний)
Задание 9. Каким показателем определяется высота тона? (определяется частотой колебаний)
Задание 10. Возможно ли распространение в безвоздушном пространстве звуковых волн? (не возможно)
Задание 11. Чем является ультразвуком? (это звук с частотой, превышающей 20 кГц)
Задание 12. Что называют инфразвуком? (это звук, частота которого менее 16 Гц)

Качественные задачи на механические колебания и волны

По окончанию самостоятельной работы класс приступает к решению качественных задач. Учитель предлагает найти межпредметные связи физических явлений с миром литературных произведений. Для этого школьники должны будут постараться объяснить представленные на экране пословицы с физической точки зрения. Разбирается смысл трёх пословиц.

В таком же стиле учащиеся выполняют задание на объяснение приметы: «Если далеко раздаётся в поле голос, то это к дождю«. Смысл этого поверья заключается во влиянии влажности воздуха на распространение звука, в связи с изменением плотности воздуха.

Отмечается учителем и тот факт, что в некоторых сказках, легендах и мифах, также можно обнаружить скрытые задачи по физике. Приводим отрывок, для примера, из стихотворения А.А. Блока.

Количественные задачи на определение показателей механических колебаний и волн

Механические колебания и волны-2Рассмотрев задачи качественного характера, учитель приступает к решению количественных задач, которых в методической разработке «Механические колебания и волны» предложены три. Условия и решения задач представлены на слайдах презентации. Все задачи на определение величины колебательного движения:

Задача 1. Скорость распространения волны равна 400 м/с, а длина её — 2 м. Вычислите, какое количество полных колебаний будет совершено данной волной за время, равное 0,1 с?
Задача 2. Как было замечено Васей: в течение 1 минуты ворона каркнула 45 раз. Вычислите период колебаний, а также их частоту.
Задача 3. На дискотеке Димой во время танца было замечено, что он подпрыгнул 120 раз за 5 минут. Рассчитайте период данных колебаний и их частоту.

В заключение урока «Механические колебания и волны» учитель подводит итоги, выставляет оценки и комментирует выполнение качественных и количественных задач по теме занятия. Традиционная рефлексия организуется по вопросам, изображённым на экране, где учащиеся поделятся своими успехами и неудачами, имевшими место на уроке.

Подробную методическую разработку урока физики «Механические колебания и волны», а также приложение и презентацию к уроку можете скачать в начале статьи.

Скачать презентацию «Механические колебания и волны. Решение задач»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий

  1. Алла

    Приятно с вами работать. Хорошая разработка