Метод фокальных объектов — конспект и презентация к уроку технологии

Скачать разработку урока «Метод фокальных объектов» в формате docx

Скачать презентацию к уроку «Метод фокальных объектов» в формате pptx

Метод фокальных объектовК уроку технологии предлагаем Вашему вниманию методическую разработку для 7 класса по теме «Метод фокальных объектов». В этой статье Школьного портала Вы узнаете о наиболее примечательных особенностях данного занятия и материалов, предложенных автором.

Метод фокальных объектов представляет собой технологию поиска новых идей посредством добавления к первоначальному объекту свойства либо признаки каких-нибудь случайных объектов. Такой подход применяется при отыскивании способов модернизации уже известных устройств, в частности в процессе создания рекламы товаров, а еще и просто для тренировки воображения.

Помимо подробного конспекта урока технологии, в разработку включена качественная презентация, а также карта алгоритма, которую необходимо распечатать перед занятием в форме раздаточного материала.

Описание хода занятия о методе фокальных объектов

Метод фокальных объектов-1
Карта алгоритма применения метода фокальных объектов

В качестве введения в тему урока, автор предлагает побеседовать с ребятами о главном вопросе дисциплины технологии. В процессе изучения технологии в школе, из года в год, ребята становятся грамотнее и опытнее.

Спустя некоторый промежуток времени результатом деятельности учащихся выступает не просто некоторое готовое изделие, а объект, отвечающий определенным техническим, а также эстетическим требованиям.

Если раньше было достаточно просто внимательно послушать учителя, чтобы правильно организовать свою работу на уроке и получить требуемые результаты, то в настоящее время возможна собственная разработка технологической карты по изготовлению какого-либо объекта. А это уже не что иное, как элемент конструкторской деятельности.

Отсюда и вытекает главный вопрос дисциплины: — Имеется ли монополия на творческую деятельность? Конечно же, нет. Но доказать классу то, что изобретать и творить способен любой, а не только особо талантливый, не углубляясь в философию, а на реальных примерах, нам и поможет метод фокальных объектов.

Упражнения для развития воображения

Познакомив класс с темой урока, приступаем к разминочным упражнениям, назначение первого из которых – борьба с психологической инертностью, считающейся особой помехой изобретательству. Вопросы упражнения приведены в разработке, где рациональным принимается лишь один из них.

Второе упражнение призвано отработать приемы противоборства с той же самой психологической инерцией. Суть задания заключается в исключении прямого предназначения указанного учителем объекта, при предложении иных способов и целей его использования.

Так, кирпичи необходимо рассмотреть не в качестве строительства. Ответами могут быть формы использования кирпичей в качестве: наковальни, мерного груза, метального средства, молотка и др.

Вторым предметом выступает деревянная ученическая линейка, прямое предназначение которой также исключаем. Ребята могут предложить использование линейки в качестве: закладки для учебников, весов, указки, камертона и др.

Последовательность действий метода фокальных объектов

Процитировав Блеза Паскаля, учитель приводит некоторые известные исторические факты происхождения изучаемого метода. Будучи созданным еще в 1923 году немецким профессором Кунце Э., метод фокальных объектов в 50-е годы дорабатывается и формулируется в его нынешней трактовке американским ученым Вайтингом Ч.

Рекомендуется определенная последовательность действий, демонстрируемая на слайде презентации:
1) Отбор некоторого объекта и цели его совершенствования.
2) Отбор случайных 3-4 объекта.
3) Формирование списка характерных признаков выбранных случайных объектов.
4) Присоединение признаков случайных посредством генерирования идей к отобранному фокальному объекту.
5) При помощи свободных ассоциаций развиваем полученные сочетания.
6) Производим оценку полученных идей, выбирая наиболее полезные решения.

Деловая игра с применением метода фокальных объектов

На следующем этапе занятия организуется деловая игра, основанная на применении изученного метода фокальных объектов. В качестве совершенствуемого объекта берутся часы «Командирские», приводится их характеристика и подробное описание.

В качестве технического задания выступает необходимость предложения решения, которое будет отвечать указанным в разработке требованиям, не меняющим принципиальной схемы технологического процесса их производства и не приводящего к значительному удорожанию продукции.

Приводятся также случайные объекты с описанием их качеств: бриллиант, цветок и кошка. Возможными вариантами решения могут стать: часы с граненым стеклом, мяукающие часы либо прозрачные часы.

Подробный конспект с иллюстрированной презентацией к уроку технологии в 7 классе по теме «Метод фокальных объектов» скачать можете в начале статьи, а ниже просмотреть в плеере слайды ↓

Скачать презентацию «Метод фокальных объектов»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий