Машина Тьюринга – конспект и презентация к уроку информатики

Скачать разработку урока информатики «Машина Тьюринга» в формате docx

Скачать презентацию к уроку информатики «Машина Тьюринга» в формате pptx

Машина ТьюрингаМетодическая разработка урока по информатике, о котором пойдет речь в данной публикации Школьного портала, предназначена для изучения в 10 классе при рассмотрении тематического блока «Алгоритм. Исполнители алгоритма».

На уроке по теме «Машина Тьюринга» в сопровождении мультимедийной презентации ребята познакомятся с ее устройством, изучат принцип работы и научаться строить программу для машины Тьюринга. Материал урока позволяет развивать алгоритмическое мышление учащихся старших классов, способности к формализации.

По типу данное занятие является комбинированным, на котором изучение нового материала закрепляется в процессе решения задач по теме. Автор разработки предлагает использовать частично-поисковый метод обучения, когда процесс мышления становится продуктивным при последовательном направлении и контроле учителя.

Описание хода занятия о машине Тьюринга

Машина Тьюринга-1На этапе организации класса учитель настраивает  ребят на рабочую атмосферу, формулирует тему занятия и рассказывает об английском математике Алане Тьюринге, существенно повлиявшем на развитие информатики, как науки.

В качестве разминки на следующем этапе урока школьники решают логическую задачу с последующей проверкой у доски. Важно обратить внимание на умение составлять алгоритм рассуждений.

Разобравшись с задачей на разминке, актуализируем пройденный ранее теоретический материал об алгоритме и исполнителях алгоритмов. Для этого автор разработки предлагает провести фронтальный опрос по следующим вопросам:

 Что называют алгоритмом и кому он предназначается?

 Какими свойствами обладает алгоритм?

 Кто способен предстать в качестве исполнителя алгоритма?

 Назовите основные понятия машины Тьюринга.

Продемонстрируйте главные свойства алгоритмов, ориентируясь на пример машины Тьюринга.

Примеры машин Тьюринга – теоретическая часть

Прежде чем приступить к решению задач по теме, в теоретической части приводим описание машины Тьюринга. Обращаем внимание класса на две составные части любой из таких машин:

1) лента неограниченная и разделенная на ячейки;
2) управляемая программой головка, которая считывает информацию и именуемая автоматом.

Далее вместе с учениками отвечаем на вопрос: «Что может воображаемая машина?». За один такт своей работы она умеет:

 заменить содержащуюся в обозримой ячейке памяти одну букву алфавита на другую;

 осуществить сдвиг вправо либо влево с интервалом в одну ячейку либо оставаться на том же месте;

 сменить собственное внутреннее состояние.

Решение задач с помощью машин Тьюринга

Следующий этап занятия предполагает погружение в практическую часть урока и решение задач по теме. Учитель сообщает, что при помощи машины Тьюринга необходимо попытаться сымитировать устройство, подобное калькулятору. Всего предлагаются две задачи, разбор которых происходит в сопровождении слайдов презентации:

Машина Тьюринга-2Задача 1. Лента машины Тьюринга содержит некоторое десятичное число. Необходимо прибавить к этому числу 1 (единицу). Автомат в данном случае обозревает некую цифру, соответствующую входному числу.

Задача 2. На ленте машины Тьюринга имеется некоторое натуральное число, имеющее величину N > 1. Нужно разработать такой алгоритм МТ, чтобы данное число N уменьшалось на 1 (единицу). Автомат при этом обозревает цифру, расположенную справа от числа.

Для решения обеих задач учащимся необходимо прежде составить словесный алгоритм ее решения, а уже затем перевести его на соответствующий язык машины Тьюринга. После того, как задачи будут решены, учитель подводит итог о возможностях применения МТ. Подробный конспект урока и презентацию по информатике на тему «Машина Тьюринга» скачать можно в начале публикации, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию по информатике «Машина Тьюринга»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий