Культура России 19 века

Культура России 19 века – план конспект урока по истории

Скачать методическую разработку урока истории «Культура России 19 века» в формате doc

Скачать презентацию к уроку истории «Культура России 19 века» в формате ppt

Культура России 19 векаВ этой статье речь пойдет об уроке истории на тему «Культура России 19 века». Методическая разработка урока затрагивает культуру России первой половины 19 века. Урок сопровождается наглядной и качественной презентацией. Тема рассчитана на 2 урока и включена в раздел «Россия в первой половине 19 века».

Цели и задачи урока:

• образовательные: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни в первой половине 19 века в России;

• развивающие: развить навыки анализа художественных произведений, навыки культуры общения, монологической речи;

• воспитательные: воспитать уважительное отношение к культурному наследию России, развивать эстетические вкусы у детей.

Культура России 19 века — описание разработки урока

Культура России 19 века-1
Александр Сергеевич Пушкин

Материал занятий включает такие разделы: основные направления культуры, живопись, литература, музыка и архитектура.

Культура России 19 века, как этап в истории художественной культуры России, называют, как известно, «золотым веком». Поэтому перед учащимися ставится проблемный вопрос: Отчего культуру России периода первой половины 19 века именуют «золотым веком» всей русской культуры? Дать ответ на поставленный вопрос школьники смогут после изучения основных направлений культуры, ознакомления с тем, как развивалась живопись, литература и архитектура.

Для аналогии на первом этапе учащимся задается вопрос: Какие характерные направления в развитии в первой половине 19 века культуры стран Западной Европы? Выясняется, что речь идет о романтизме и реализме. Затем, опираясь на текст учебника и информацию на слайдах презентации, знакомим учащихся с основными направлениями, характерными уже для культуры России 19 века.

Культура России 19 века — работа в группах

Выполняются задания в группах. Одна группа определяет черты сентиментализма, другая — классицизма, еще одна — романтизма, и последняя группа выделяет черты реализма в культуре России этого периода. А проверяются задания уже с помощью слайдов презентации.

Далее учащимся даем возможность выполнить еще одно задание в группах. Каждой группе предлагается охарактеризовать развитие литературы, как части культуры России в 19 веке, распределив между ними, кто выделит признаки классицизма, кто романтизма, сентиментализма или реализма. Задание после ответов детей также проверяется по слайду.

Культура России 19 века — живопись

Еще один информационный блок подается учителем, объясняющим, что 19 век называют по праву в русской живописи — золотым веком. В этот период русские художники обретают такие высоты своего мастерства, что позволило им встать в один ряд с лучшими произведениями европейского искусства. Связывают это с отказом художников от строгих принципов классицизма и открытием, для себя, неповторимости и многообразия окружающего мира.

Культура России 19 века-2
Карл Павлович Брюллов

Здесь и наблюдается обращение художников того времени к историческому прошлому, запечатлению на своих полотнах людей, находящихся на очень сложном этапе истории, даже переломном. Примечательно то, что художника интересовали личности простых людей. Подробнее о художниках могут рассказать ученики класса, заранее получившие задание подготовить сообщение.

Информация о художниках также проверяется по слайду и сменяет вид искусства, о котором продолжает повествовать учитель.

Культура России 19 века — архитектура

Рассказывая об архитектуре первой половины 19 века, важно отметить, что дольше всего задержался классицизм, если сравнивать с иными областями художественного творчества. Вершиной классицизма в архитектуре этого времени признают «ампир«, который выражается массивностью монументальных форм, в строгости линий, богатстве украшений, заимствованных еще от императорского Рима.

Особым элементом ампира являлись скульптуры, что дополняли архитектуру зданий. Еще одна особенность — это создание в ходе строительства архитектурных ансамблей — целого ряда сооружений, зданий, которые объединены в одно целое. Такими стали Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади в Петербурге, Театральная — в Москве.

На смену классицизма в архитектуре в 30-е годы, набирая обороты, распространяется русско-византийский стиль. И снова предлагается учащимся рассказать об архитектурных сооружениях 19 века.

В таком стиле осуществляется организация учебно-воспитательного процесса на протяжении всего занятия. Полный текст методической разработки — план конспекта урока по истории, а также презентацию на тему «Культура России 19 века» Вы можете скачать в начале статьи. Ниже можно просмотреть презентацию к уроку ↓

Скачать презентацию к уроку истории «Культура России 19 века»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий

  1. Michael Bem

    Отличная разработка! Обязательно воспользуюсь на своих уроках