Кодирование текстовой информации 9 класс-презентация, конспект урока информатики
Скачать разработку урока «Кодирование текстовой информации 9 класс» в формате docx
Материал занятия по информатике посвящен изучению принципов кодирования текстовой информации, истории развития и совершенствования приемов кодировки, кодовых таблиц. Учащимся будет предложено самостоятельно решить предложенные задачи по образцу.
Место темы «Кодирование текстовой информации» в курсе информатики приходится на 9 класс школьной программы. В процессе формирования представлений обучающихся о кодировании текстовой информации, создаются необходимые условия для развития интереса у ребят к освоению компьютерных программ.
Интересные и познавательные исторические выкладки придают уроку логическую целостность, когда развитие и совершенствование принципов кодирования текстовой информации выступает в качестве эволюционного, а не революционного процесса. Школьный портал предлагает вниманию своих читателей не только подробный конспект урока, но и красочную мультимедиа презентацию к нему.
Описание хода занятия о кодировании текстовой информации
Начало занятия организуется учителем в ходе приведения вводной информации по теме в сопровождении слайдов презентации на экране. Предлагаемый автором разработки рассказ берет свое начало с периода 60-х годов, когда использование компьютеров стало в большей степени направлено на обработку текстовой информации, сохраняя эту тенденцию и сегодня.
Рассказ учителя о кодовой таблице, приведенной в произведении Перельмана Я.И. под названием «Занимательная арифметика», поведает классу про таинственные знаки, появившиеся прямо на стенах некоторых домов Петрограда. Их связь с кодированием текстовой информации вполне естественная, использование подобного приема свидетельствует об эволюционном развитии процессов и приемов кодирования.
Другое сравнение – это кодирование информации по принципу азбуки Морзе. Подобным образом кодируется и информация в компьютере, где каждому текстовому символу соответствует своя последовательность единиц и нулей. Эти соответствия помещены в так называемые кодовые таблицы, позволяющие компьютеру их расшифровывать и представлять в знакомые человеку цифры и буквы текстовой информации.
Современное кодирование текстовой информации
Память компьютера хранит вместо какой-либо буквы соответствующий ей номер кодовой таблицы. А перевод закодированных символов в изображения букв происходит лишь в момент, когда требуется их вывести на экран либо бумагу. Такое кодирование соответствует специальным стандартам.
Первоначально использовалась 7-битная кодировка, позволявшая интерпретировать и представлять не более 128 различных символов. Немного позднее, когда свое распространение получила таблица кодировки ASCII (американский стандартный код для обмена информацией), она приобрела статус международного стандарта и была расширена до 8 бит. В пересчете на символы это уже составляло 256 знаков. Практически такого же вида таблица кодировки существует и сегодня.
Что касается кодировок, содержащих русские символы, то в нынешнее время насчитываются 5 различных кодовых таблиц. Однако довольно широкое применение приобрел международный стандарт, известный как Unicode. В нем каждому символу отводится два байта, а потенциал возможного кодирования исчисляется 216= 65536 разных символов.
Проблемы с кодированием текстовой информации
На следующем этапе урока информатики ребят знакомят с известными проблемами с кодировкой текстовой информации:
1) Отсутствие какой-либо информации о кодировке. Некоторые текстовые форматы файлов содержат лишь текст, не позволяя определить какой кодировки он принадлежит (к примеру, формат *.txt). В связи с этим, конечная программа его открывающая, начинает применять ту кодировку для отображения текста, которая определяется ею по умолчанию.
2) Незнание конечной программой типа кодировки, указанного в файле. Существуют программы, которые не воспринимают никаких иных символов кодировки, помимо той, что устроена в нее по умолчанию, несмотря на прикрепленную к файлу информацию о типе кодировки.
3) Избыток информации об используемых кодировках. Достаточно актуальная сегодня проблема (к примеру, для веб-страниц). Так, кодировки созданных HTML-страниц, хостинга и браузера могут быть разными, в связи с чем конфликтовать. В результате, конфликт кодировок разрешается на основе избрания одного приоритетного.
В заключения занятия классу предлагается решить задачки по вариантам. Подробный конспект урока информатики по теме «Кодирование текстовой информации 9 класс» можно скачать с качественной мультимедиа презентацией в самом начале публикации.