Климатообразующие факторы. Климат России – урок географии

Скачать разработку урока «Климатообразующие факторы» в формате docx

Скачать презентацию «Климатообразующие факторы» в формате pptx

Климатообразующие факторыИзучая общую характеристику климата страны, учащиеся 8 класса анализируют наиболее значимые климатообразующие факторы, играющие роль в формировании климата России. В этой публикации на Школьном портале расскажем о методической разработке по теме «Общая характеристика климата России. Климатообразующие факторы».

Совершенствуя умение работы с разного рода географическими картами, на занятии учащимся предлагаются задания в сопровождении наглядной презентации, содержащей множество тематических иллюстраций.

На уроке рекомендуется применение разных форм и методов организации учебной деятельности восьмиклассников. Это и решение кроссворда, и беседа по вопросам повторения и закрепления, и заполнение таблицы, схемы, и задания на нахождение причинно-следственных связей явлений, связанных с климатообразованием.

Описание хода занятия о климатообразующих факторах

Климатообразующие факторы-2На этапе актуализации знаний класс разгадывает кроссворд, отвечая на следующие вопросы повторения:
 Какие горы расположены в южной части Крымского полуострова? (Крымские)
 Как называют неровности земной поверхности? (Рельеф)
 Как именуют участки кристаллического фундамента платформы, выходящие на поверхность? (Щит)
 Наиболее древний участок земной коры, отличающийся особой устойчивостью. (Платформа)
 Название равнины, расположенной в западной части России. (Среднерусская)
 Как называются горы, простирающиеся на юге России? (Алтай)

Ответив на все задания кроссворда, учащиеся обнаруживают сформированное на экране слово – климат. После чего организуется повторение основных понятий изученного ранее материала по теме «Атмосфера». Так, беседуем с ребятами о таких понятиях, как погода, климат, приборы для измерения атмосферных данных, погодные составляющие.

Изучение нового о климатообразующих факторах

Климатические условия России обнаруживают различия. Беседуя с классом о причинах такого отличия, подводим ребят к понятию климатообразующих факторов. На очередном слайде заполняется схема вместе с учащимися.

Поскольку определяющим климатообразующим фактором является географическое положение, то следующие задания связаны именно с этим фактором:

 Дайте характеристику географическому положению России.
 Каким образом географическое положение страны оказывает влияние на климат?
 Назовите другие факторы, также относимые к определяющим климатообразующим.

Речь идет о солнечной радиации, оказывающая непосредственное влияние на формирование климата на планете. В свою очередь солнечная радиация подразделяется на следующие виды: прямая, поглощенная, суммарная, рассеянная, а также отраженная.

Класс отвечает на вопросы:
 Какой из типов радиации влияет на температуру воздуха?
 Назовите тип солнечной радиации, который можно наблюдать сегодня за окном?
 Каким образом показатель суммарной солнечной радиации меняется от территории к территории по России?

Обобщение знаний о климатообразующих факторах

Климатообразующие факторы-1Следующим важным фактором, который рассматриваем с ребятами, является циркуляция атмосферы. При помощи слайдов презентации демонстрируются примеры погодных условий, имеющие непосредственную связь с интенсивностью и направлением движения воздушных масс.

Изображенные на экране погодные условия учащиеся 8 класса соотносят с приходом той или иной воздушной массы. Так, дождь, снег и туман характеризуется умеренной морской воздушной массой. Мороз – арктической либо умеренной континентальной. К тропической либо континентальной относят такие погодные условия, как засуха и жара.

Обращаем внимание на обобщение таких понятий, как атмосферный фронт, циклон и антициклон. Заполняется таблица характеристики циклонов и антициклонов по критериям:

 откуда приходят;
 срок их существования;
 насколько часто бывают;
 какую приносят погоду.

На заключительном этапе обобщения и закрепления анализируется понятие «бриз», характеризуется преобладающий рельеф на территории страны, влияние его на климат. Подробный опорный конспект по теме «Климатообразующие факторы», как и наглядную презентацию можно свободно скачать в начале данной странички.

Скачать презентацию по географии «Климатообразующие факторы»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий