Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей – урок технологии

Скачать разработку урока «Классификация текстильных волокон» в формате doc

Скачать презентацию к уроку «Классификация текстильных волокон» в формате ppt

Классификация текстильных волоконО производстве натуральных тканей школьники подробно узнают на уроках технологии в 5 классе, где предлагается также рассмотреть и классификацию текстильных волокон. В этой статье Школьного портала мы расскажем об интересной методической разработке к уроку технологии, включающей подробный план-конспект урока и наглядную презентацию с иллюстрациями.

Ребята познакомятся со свойствами тканей, имеющих растительное происхождение, а также с технологиями их изготовления. А чтобы придать занятию практическую значимость, автор разработки предлагает выполнить с ребятами полотняное переплетение, поэтапная схема которого представлена на слайдах презентации.

В ходе получения новых знаний о самих тканях и их свойствах, формируется не только интерес к предмету, но и навыки совместной деятельности, организации труда в парах и в группах.

Описание хода занятия о классификации текстильных волокон

Классификация текстильных волокон-1После проверки готовности ребят к уроку, осуществляется фронтальный опрос по домашнему заданию:
 Перечислите основные материалы, необходимые для работы в швейной мастерской.
 Назовите инструменты, используемые в процессе швейных работ?
 Каким образом следует подбирать нитки, чтобы учесть выбранную ткань?
 Что называют фурнитурой, перечислите несколько примеров?

Прежде чем приступить к изучению нового материала, учитель напоминает, что на предыдущих занятиях были выяснены потребности, без которых в сегодняшнем мире человек не способен прожить. Одной из таких потребностей и выступает одежда.

Далее ребята размышляют о том, из чего обычно шьют люди одежду. Речь пойдет о ткани, определение которой приводим ребятам под запись. Беседа продолжается в направлении перечисления других назначений ткани, как постельного белья, штор и т.п.

Приходим к выводу о том, что есть необходимость в умении различать ткани, а для этого следует знать, из чего она состоит, и каким образом ее изготавливают. На этом этапе урока технологии необходимо предложить в парах или в группах рассмотреть образцы тканей и выяснить, из каких структур они состоят. Помимо коллекций тканей, детям для изучения желательно предложить воспользоваться увеличительным стеклом или лупой.

Характеристики текстильных волокон

Класс приходит к выводу, что ткани состоят из нитей, а если распушить любой конец нити, то обнаруживаем тонкие волоски, именуемые волокнами. Здесь можно вспомнить искусство получения волокон в старые времена, когда пряли шерсть вручную.

Более подробно останавливаемся на принципе ткачества, который не претерпел существенных изменений в последние столетия. За исключением того, что в нынешнее время ткачество осуществляется при помощи машин на фабриках. Первым делом – это прядильные машины, а затем уже и ткацкие.

О том, почему ткань не осыпается благодаря обработанной кромке, и что же такое ткачество, ребятам предлагается узнать из учебника. А также познакомиться с классификацией текстильных волокон.

В этом разделе вместе с ребятами находим ответы на вопросы:
 На какие разновидности делят текстильные волокна? (Химические, а также натуральные)
 Какие бывают натуральные волокна? (Растительного и животного происхождения)
 Перечислите волокна, имеющие растительное происхождение. (Лен, хлопок)

Натуральные текстильные волокна

На данном уроке состоится знакомство учеников с тканями, состоящими из натуральных волокон. Один или несколько ребят зачитывают подготовленное ими сообщение из истории возникновения хлопчатобумажных тканей. Класс узнает отличительные характеристики кустарникового растения – хлопчатника, особенности его созревания и сбора, очищения и изготовления пряжи.

Таким же образом происходит знакомство класса с другим волокном растительного происхождения – заслушивается сообщение про лен. На очередном слайде презентации перечислены важнейшие этапы производства льняных тканей.

В рамках практической работы проводим сравнительную характеристику двух видов тканей из волокон растительного происхождения – льна и хлопка. Отличительными признаками двух указанных видов волокон выступают следующие:

Классификация текстильных волокон-2 ткани из хлопка: гипоаллергенные, мягкие, двусторонне проницаемы влагой и воздухом, не электризуются, не раздражают кожу, легко отбеливаются;

 льняные ткани: прочные, долговечные, устойчивы к различного рода загрязнениям, холодят кожу, придавая ощущение прохлады, легко гладятся.

Самостоятельная работа по переплетению из картона

В завершение урока ребята выполняют самостоятельную работу по демонстрируемым на экране схемам. Речь идет о выполнении школьниками переплетения, для чего используется цветной картон. Подробный конспект занятия и презентацию к уроку технологии «Классификация текстильных волокон» можно скачать в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию «Классификация текстильных волокон»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий