Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц

Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц

Скачать «Исследовательская работа по краеведению на тему: Значение и происхождение названий улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары» в формате doc.

Исследовательская работа по краеведению

Исследователи: учащиеся 11 класса МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары Приднестровской Молдавской Республики — Осипова Ирина, Бакшлян Анастасия, Чекирь Юлия. Исследовательская работа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе — Бодарева Руслана Николаевича.

Исследовательская работа. Вступление.

Прежде, чем была начата исследовательская работа, юные исследователи задумались: – С чего начинается Родина?

Подобный вопрос, не один раз слышал каждый из нас. И многие отвечают на него по-разному. Для нас, исследователей данной работы, Родина начинается с микрорайона Лунга г. Дубоссары. В городе, где мы родились и проживаем, с тех улиц, на которых построены и стоят наши дома. Именно поэтому мы и хотим узнать об этих улицах как можно больше.

На сегодняшний день мало кто из жителей микрорайона Лунга знает, откуда берут свое начало названия местных улиц, а также значение этих названий. Очень часто приезжие тратят уйму времени для того, чтобы найти тот или иной адрес. Возникает проблема: что же нужно сделать для того, чтобы жители микрорайона, приезжие могли лучше узнать эту часть города и легко ориентироваться в ней.

Исследовательская работа. Цели: 

• расширение знаний об истории микрорайона Лунга;

• знакомство с историей происхождения названий улиц микрорайона, а также значение тех или иных названий;

• создание собирательного, классифицированного и наглядного материала для изучения вопросов истории и краеведения по данной тематике;

• отражение собирательного материала переносом на географическую карту микрорайона Лунга г. Дубоссары;

• запись накопленной информации на цифровой носитель (электронный вариант) в удобной для просмотра учащимися в классе форме.

Образовательная область исследовательской работы – это, прежде всего, происхождение названий улиц микрорайона Лунга и их значение.

Исследовательская работа. Область применения предложенных проектов:

• наглядный материал для уроков истории ПМР в старших классах учебных заведений Дубоссарского района;

• использование брошюры и карты улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары в городском музее и музеях района;

• материал для пропаганды и популяризации происхождения названий улиц как информационной ценности, нуждающейся в особом изучении и даже определенной охране, учитывая ту функцию, что они играют в языке.

Исследовательская работа. Решаемая проблема:

• на сегодняшний день собирательного, а тем более наглядного и доступного материала о происхождении и значении названии улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары нет.

Преимущество и новизна идеи, технологии, проблемы в сравнении с другими известными авторами.

Эта проблема предполагает целесообразность сбора информации по каждой улице микрорайона из всех доступных источников (материалы краеведческого и школьного музея, городской и районной библиотек, работа с архивом) и последующее её укомплектование в универсальную и наглядную для обзора форму.

Средства и методы, с помощью которых осуществлялась исследовательская работа.

Методы:

• метод анализа различной литературы по теме (архивные справки, статьи журналов, подшивки газет, справочная литература, все, что помогает раскрыть вклад того, или иного знаменитого деятеля);

• метод классификации (здесь мы используем объединение названий улиц в классифицированные группы);

• метод измерения (использован в анкетировании);

• поисковый метод исследования;

• анализаторский (отбор из всего материала наиболее важной резюмирующей информации применительно к каждой улице);

• технический (работа с компьютером);

Средства:

• материалы городского и школьного музеев (литература, газеты), библиотеки (брошюры, литература по истории МССР и ПМР);

• всемирная система объединённых компьютерных сетей − Интернет;

• компьютер (для систематизации информации и создания цифрового варианта наглядного и пропагандно-популяризаторского материала, создания презентации, карты, брошюры и бумажного варианты работы);

• транспорт (для перемещения по городу, ознакомления и изучения).

Исследовательская работа. Топонимика.

Изучив значение понятия топони́мика как науки, которая изучает различные географические названия, а также их происхождение, смысловое значение, написание и произношение, развитие, современное состояние, на очередном этапе исследовательской работы, мы открыли для себя такое понятие как годонимы (от греч. «hodos» – «улица» и «onyma» – «имя») – названия улиц, которые обладают большой информационной ценностью, а также нуждающиеся в особом исследовании и даже охране, если учитывать функцию, что они играют в языке.

Все названия географических объектов имеют свой определенный смысл. Никогда никакой народ не называл селение, озеро или реку «просто так», каким-нибудь случайным сочетанием звуков.

Исследовательская работа. Анкетирование.

На следующем этапе исследовательской работы был проведен социологический опрос на тему: «С чем связано название улицы, на которой вы живете?» с целью изучения степени осведомлённости учащихся об истории названия улиц микрорайона Лунга. Анкета для учащихся (Приложение 1), анкета для учителей (Приложение 2) Было опрошено 74 человека из числа учащихся 5 − 11 классов МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары.

Школьникам было предложено дать ответы на вопросы:

  1. На какой улице Вы проживаете?
  2. Напишите, что Вы знаете о значении и происхождении названия улицы, на которой проживаете?

По результатам опроса были получены следующие данные:

• 9 % из числа опрошенных учащихся с 5 по 11 классы знают, о происхождении названия улицы, на которой проживают;

• 91 % учащихся не владеют этой информацией.

Диаграмма 1.
Диаграмма 1. Уровень осведомленности учащихся

Исследовательская работа. Классификация улиц и переулков.

Пользуясь топографической картой г. Дубоссары, которую нам разрешил использовать администратор официального сайта г. Дубоссары мы выписали все улицы и переулки, которые были обозначены в микрорайоне Лунга.

По нашим данным в микрорайоне Лунга города Дубоссары 29 улиц и 10 переулков.

Познакомившись с названиями улиц, мы предположили, что в этих названиях отражены:

• героическое прошлое страны и города;

• имена выдающихся людей;

• названия, которые имеют связь с особенностями географического расположения города;

• и другие названия.

На следующем этапе исследования мы принялись искать наиболее достоверную информацию о происхождении и значении названий всех улиц микрорайона Лунга на основании различных источников и материалов, а также бесед с жителями города. Для большей систематизации мы решили расположить улицы в алфавитном порядке.

Таким образом, исходя из имеющегося перечня названий улиц, мы условно можем разделить улицы микрорайона Лунга на такие группы:

• улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (17 улиц и 7 переулков);

• улицы, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями (3 улицы);

• улицы, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе (2 улицы);

• улиц, связанные с географическим положением, а так же названия улиц, которые связаны с реками и городами бывшего СССР (4 улицы и 3 переулка);

• названия улиц, не классифицированные по своему происхождению (2 улицы).

Результаты исследовательской работы приведены в таблице 1 и на диаграмме.

Таблица 1.

Условные группы Количество улиц (%) Количество переулков(%
1. Улицы и переулки, названия которых связаны с именами выдающихся людей

17

7

2. Улицы и переулки, названия которых связаны с расположенными в микрорайоне предприятиями

3

3. Улицы и переулки, названия которых произошли от названий культурных растений, популярных в данном регионе

2

4. Улиц и переулки, связанные с географическим положением, а так же названия улиц,  связанные с реками и городами бывшего СССР

5

3

5. Остальные

2

Всего

29

10

Рис. 2. Группы улиц, разделённых по наименованиям
Диаграмма 2. Группы улиц, разделенных по наименованиям

Рис. 3. Группы переулков, разделённых по наименованиям

Диаграмма 3. Группы переулков, разделенных по наименованиям

Также выяснили, что чаще встречаются улицы, названия которых связаны с именами выдающихся людей (59 %), и среди переулков также (70 %).

Исследовательская работа. Наши предложения:

1. Чтобы люди не забывали об истории названия улиц, на каждой улице предлагается установить таблички, с указанием имени, отчество, фамилию того человека, который внес определенный вклад в историю человечества, в том числе нашей страны.

Например:

tablichka_dejatelja_s_kotorym_svjazano_nazvanie_ulicy

2. Также, что бы местные и приезжие лучше ориентировались в городе, и в нашем микрорайоне в частности, мы создали брошюры, в которых указали названия улиц микрорайона и их расположение, а также информацию о происхождении названий этих улиц.

3. Кроме того, для ознакомления с историей улиц микрорайона мы провели с учениками школы общешкольное мероприятие, где представили результаты проведенной исследовательской работы.

Исследовательская работа. Заключение:

Полученные результаты нашей исследовательской работы позволяют преподнести учащимся за короткое время объёмный материал пропаганды и популяризации происхождения и значения улиц как культурного и градостроительного достояния города и района.

Значительная часть материалов исследовательской работы посвящена пропаганде и использованию информации о происхождении и значении улиц в воспитании учащихся.

В ходе социологического опроса школьников выяснилось, что 91 % опрошенных учеников МОУ «СОРМШ №7» г. Дубоссары не знают историю происхождения названий своей улицы.

Исследовательская работа. Выводы.

Хочется надеяться, что этот коллективный труд станет полезным пособием, привлечет внимание любителей истории и краеведов, будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению, сохранению и эффективному использованию информации о происхождении и значении улиц, в том числе, как культурного наследия Приднестровской Молдавской Республики. Мы считаем, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми данными.

Мы обязаны хранить бережно в памяти названия улиц, переулков. Они — напоминание о богатой истории, связующее звено с нашими предками. Именно поэтому названия улиц – это памятники старины. А значит — это наша история. Человеческая мудрость повествует: «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своём, достойна будущего».

Скачать брошюру «Исследовательская работа: Значение и происхождение названий улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары» в формате doc.

Скачать презентацию «Исследовательская работа по краеведению на тему: Значение и происхождение названий улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары» в формате ppt.

Здесь можно просмотреть презентацию:

Исследовательская работа по краеведению на тему: Значение и происхождение названий улиц микрорайона Лунга г. Дубоссары» (онлайн просмотр).

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий