Форменные элементы крови. Клетки крови – урок биологии

Форменные элементы крови. Клетки крови – урок биологии

Скачать методическую разработку «Кровь. Форменные элементы крови» урока биологии в формате doc

Скачать к уроку биологии презентацию «Кровь. Форменные элементы крови» в формате ppt

Форменные элементы кровиВашему вниманию предложена методическая разработка «Кровь. Форменные элементы крови» урока по биологии в 8 классе, включающая подробный конспект урока, разработанный с применением модульной технологии, а также красочную презентацию. В разработке, что предложена здесь на Школьном портале, часть материала является раздаточным, который принято называть модульными картами.

Учитель раздаёт учащимся заранее распечатанные модульные карты, прямо в которых ребята и работают в течение всего занятия. Системность прослеживается на протяжение всего конспекта урока биологии «Кровь. Форменные элементы крови». Автором разработки предложена форма контроля с использованием тестовых заданий по форме ЕГЭ и ГИА.

Преимущество и особенность модульной технологии заключается в возможности каждым из учащихся достичь поставленных целей учебной деятельности в ходе работы над предложенным модулем, где учебное содержание, как и приёмы учебной деятельности, объединены. Такой подход позволяет школьнику видеть перед собой учебную проблему (задачу), а в приложении — способы её реализации (решения).

Форменные элементы крови — описание хода занятия

Форменные элементы крови-2На первом этапе ребята знакомятся с интегрирующей целью занятия. Так, в процессе работы с элементами учебного модуля школьники должны будут усвоить названия, функции и строение кровеносных клеток, научиться различать форменные элементы крови, а также устанавливать между их строением и функциями связь.

На входном контроле выясняем, каков исходный уровень знаний учащихся по изучаемой теме. С этой целью предлагаются три типа заданий.

Задание 1. Дайте ответ на вопрос: — Что имел в виду К. Бернар, называя её самым ценным источником информации, «зеркалом организма«? (Кровь)

Задание 2. Дополните схему, недостающими элементами. (В схеме присутствует ячейка — кровь, от неё нисходят две неизвестные составляющие, которые учащиеся должны восполнить — плазма и форменные элементы крови. В свою очередь плазма бывает органического и неорганического происхождения, а форменные элементы крови делятся на: эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.)

Задание 3. Закончите фразу:
1) Главная транспортная система организма, которая состоит из плазмы, а также форменных элементов, взвешенных в плазме, — это … (кровь)
2) После удаления из крови всех форменных элементов, остаётся жидкая часть, называемая — … (плазма)
3) Механизм физиологии организма, что обеспечивает формирование кровяного сгустка, — это … (свёртывание крови)
4) Плазма крови, которая лишена фибриногена, — это … (сыворотка)

На следующем слайде ребята проверяют верность выполненных заданий, сверяя с ответами на экране и исправляя ошибки.

Изучение нового материала о форменных элементах крови

Этап приобретения новых знаний сопровождается выполнением второго модуля, целью которого является формирование знаний о признаках разных клеток крови и умения сравнивать их. В модуле представлены важнейшие характеристики эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов.

Эритроциты — это маленькие двояковогнутой формы клетки без ядра, главная функция которых — перенос к тканям организма кислорода от лёгких, а также обратный перенос молекул углекислого газа от тканей к легким.

Тромбоциты — наиболее мелкие кровяные безъядерные клетки (пластинки), участвующие в процессе свёртывания крови.

Лейкоциты — представляют собой бесцветные клетки крови, имеющие ядра. В свою очередь и лейкоциты бывают разными, как по строению, так и по выполняемым ими функциям: лимфоциты, эозинофилы, моноциты, нейтрофилы и базофилы. Среди множества функций, которые играют в организме лейкоциты, важнейшими являются: поддержание иммунитета, поглощение и уничтожение различных микроорганизмов, выработка антител, уничтожающих вирусы и микробы.

Пользуясь приведёнными характеристиками форменных элементов крови, школьники заполняют таблицу по следующим критериям:

внешний вид, продолжительность жизни, наличие ядра, место образования клеток, содержание клеток в крови (в 1 мм3), функции клеток крови, различие во внутреннем строении, специфические свойства.

Форменные элементы крови по данным на основе анализа

Форменные элементы крови-1Третий модуль позволит дополнить знания учащихся по теме информацией о возможных отклонениях в здоровье и различных заболеваниях, которую может выдать анализ крови. В модуле представлены возможные отклонения численных показателей элементов крови от нормы, а учащиеся должны указать свои предположения, о чём свидетельствуют приведённые отклонения. Предложены три случая: малокровие (анемия), воспалительная реакция, тромбоцитопения (лейкоз, поражение костного мозга в результате алкоголизма, цирроз печени).

Ну и завершается урок «Кровь. Форменные элементы крови» выходным контролем, в рамках которого предложен обширный перечень тестовых заданий, позволяющих закрепить знания по теме. Модуль теста состоит из двух вариантов и двух блоков А и В, по окончанию выполнения которого сами школьники сверяют с правильными ответами на слайде и выставляют себе оценку, с учётом оговоренных учителем критериев.

Подробную разработку урока «Кровь. Форменные элементы крови» со всеми модулями и презентацией можно скачать в начале статьи, а просмотреть слайды ниже ↓

Скачать презентацию «Кровь. Форменные элементы крови»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий