Экология как наука. Экологические факторы – конспект и презентация урока биологии

Скачать разработку урока «Экология как наука. Экологические факторы» в формате docx

Скачать презентацию «Экология как наука. Экологические факторы» в формате pptx

Экология как наукаМетодическая разработка включает множество полезных приложений и красочную интерактивную презентацию, позволяющие придать уроку не только высокую продуктивность, но и особый интерес к изучаемому предмету. Материалы по теме «Экология как наука. Экологические факторы» предназначены к использованию в школьном курсе по биологии в 9 классе.

На занятии, описываемом на Школьном портале, затрагиваются вопросы об экологии как науке, об экологических факторах, о влиянии этих факторов на живые организмы. Также предлагается изучить вопрос приспособленности различных организмов к экологическим факторам разной природы.

Особое внимание будет уделено абиотическим факторам, поскольку факторы биотического и антропогенного характера рационально изучать на последующих занятиях. Автор разработки предлагает в ходе урока использовать помимо традиционной и другие педагогические технологии: информационно-коммуникационную, модульную, игровую и технологию проблемного обучения.

Описание хода занятия об экологии как науке

Экология как наука-1
Эрнст Геккель ввёл термин «экология»

От организационного момента приступаем к решению заданий эколого-биологического характера с учетом актуализации ранее изученного материала.

Задача 1. Существует достоверный исторический факт, что клевер, привезенный на австралийский материк, не давал семена. С чем это связано по вашему мнению? (Ответ: отсутствие шмелей, которые опыляют данное растение, не позволяло клеверу размножаться и, соответственно, давать семена)

Задача 2. Каким образом кактусы приспосабливаются к тому, чтобы перенести засуху? (Ответ: длинные кактусовые корни дают возможность обеспечивать растение водой из достаточно глубоких горизонтов почвы; видоизмененные листья – колючки отличаются очень малой поверхность, что позволяет испарять немного воды; кактусовый стебель имеет водозапасающую ткань)

Задача 3. Объясните, почему в результате вырубки леса перестали произрастать папоротники и мхи притом, что их никто не уничтожал и не трогал? (Ответ: в результате вырубки леса мхи и папоротники, предпочитающие и произрастающие в тени деревьев во влажных участках, были лишены таким образом благоприятных для них условий)

Изучение нового материала об экологии как науке

Перечисленные в задачах вопросы, как и многие другие, призвана решать наука экология. После записи определения экологии как науки, класс знакомится с немецким ученым, который ввел этот термин еще в 1866 году. Более подробно рассматриваются в сопровождении слайдов презентации задачи экологии. Прежде чем их озвучить, рекомендуется спросить у учащихся их варианты формулировок задач.

После разбора задач обсуждается еще одно определение – понятия экологические факторы. Ребята узнают, что делятся экологические факторы на 3 группы. Каждую из групп (абиотическую, биотическую, антропогенную) учитель характеризует с приведением примеров.

Дальнейшая работа в классе организуется фронтальным образом, когда ребята должны определить принадлежность изображенного на слайде явления к одной из рассмотренных групп экологических факторов. После этого просматривается анимация на тему «Абиотические факторы», заполняется схема и выполняется письменное задание.

Закрепление знаний об экологии как науке и экологических факторах

Экология как наука-2Закрепление материала урока автор разработки предлагает осуществить в форме необычной игры под названием «Кот в мешке», также используя для этого презентацию к уроку. Поскольку игра является групповой, то темп у нее достаточно быстрый. Класс лучше всего для игры поделить на три команды.

Право ответить на вопрос получают команды в порядке очереди. После чего правильный ответ появляется на слайде и озвучивается учителем. Командам предоставляется право на выбор вопросов из числа предложенных на экране. Всего вниманию учащихся представлено 16 вопросов по изученной на занятии теме.

Подробный план-конспект урока для 9 класса по биологии на тему «Экология как наука. Экологические факторы» можно скачать в начале статьи. Там же доступна для скачивания и презентация со всеми рекомендуемыми к уроку приложениями.

Скачать презентацию «Экология как наука. Экологические факторы»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий