Экологические факторы среды. Среда обитания организмов – урок биологии

Скачать разработку урока «Экологические факторы среды» в формате docx

Скачать презентацию к уроку «Экологические факторы среды» в формате pptx

Экологические факторы средыОчередное занятие с использованием интерактивных методов обучения предлагает Школьный портал своим посетителям. Речь пойдет о грамотно составленной методической разработке по биологии для проведения урока в 7 классе на тему «Экологические факторы среды».

В процессе развития умения анализировать каждый из экологических факторов, его влияние на живые организмы, школьники вместе с учителем попытаются раскрыть на занятии разного рода взаимосвязи существующих живых организмов, как животного, так и растительного происхождения.

Материал урока удачно подобран для реализации воспитательных целей по привитию любви и просто положительного отношения ко всему живому, окружающему нас. Форма работы предполагает сочетание индивидуальной и групповой с работой в парах. Это позволит продуктивно найти решение учебной задачи, поставленной в начале урока.

Описание хода занятия об экологических факторах среды

Экологические факторы среды-1Так как занятие является уроком изучения нового материала, то сразу после проверки присутствующих и готовности учащихся к уроку, учитель в сопровождении слайдов презентации читает стихотворение. Из строк этого произведения класс догадывается, что речь на уроке пойдет о среде обитания.

Ребята догадываются, что средой обитания принято считать часть природы, в которой и обитают живые организмы, связанные непосредственно с самой окружающей средой. Вспоминают, что науку, изучающую взаимосвязи окружающей среды и живых организмов, именуют экологией.

Прочитав еще одно стихотворение, на этот раз об экологии, как науке, учитель предлагает школьникам ознакомиться с дословным переводом этого термина. Учащиеся записывают, что экология переводится как «наука о доме». Делают вывод: экология изучает многообразие взаимоотношений живых организмов, как между собой, так и с окружающей их средой обитания.

Примеры экологических факторов среды

Уместным становится упоминание на данном этапе определения экологической ниши, с приведением соответствующих примеров. Приводятся также примеры преимуществ некоторых видов животных: волка (клыки, быстрые ноги), хорька (гибкость, позволяющая проникать в любые норы), крот (приспособления рыть землю).

Еще один важный момент – обнаружение у похожих животных некоторые различия в их повседневных потребностях. Так, например, клесты, питающиеся шишками, бывают сосновиками и еловиками, что соответствует и их предпочтениям в разновидностях шишек.

В группах ребята работают над заданием по картинкам, старясь определить, к какой экологической нише нужно отнести изображенное на экране животное. А когда класс справится с этим заданием, учитель рассказывает о другом понятии – экологических факторах среды.

Различные организмы не одинаково реагируют на экологические факторы. Сами же факторы делятся на 3 большие группы: неживой и живой природы, а также влияние человека на окружающую среду.

Первым делом рассматриваются и приводятся ребятами примеры экологических факторов неживой природы, то есть физические факторы (тепло, влажность, свет и т.д.). В группах семиклассники работают над выяснением значения, которое имеет каждый из факторов неживой природы по отношению к организму. Справиться с этим заданием классу помогут рисунки на слайдах.

Экологические факторы биотического и антропогенного характера

Экологические факторы среды-2Таким же образом следует организовать учебную деятельность по изучению экологических факторов второй группы, а именно – живой природы. Факторы данной группы именуются еще как биотические. Здесь целесообразно упоминание биотического воздействия дождевых червей по отношению к почве, в которой они живут.

Заключительная группа экологических факторов, как уже упоминалось, связана с деятельностью человека. По своему воздействию на окружающую среду деятельность человека может носить как положительный, так и отрицательный характер. Необходимо подчеркнуть важность охраны исчезающих видов живой природы, особенно тех, кто занесены в Красную книгу.

В завершении урока автор разработки советует прочитать вместе с ребятами десять правил, которые нужно соблюдать тем, кто считает себя не врагом, а другом леса. Подробный конспект урока биологии для 7 класса, как и наглядную, интересную презентацию на тему «Экологические факторы среды. Среда обитания организмов» можете скачать в начале статьи, и смело использовать на своих занятиях.

Скачать презентацию «Экологические факторы среды»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий