Движение декабристов – конспект и презентация к уроку истории

Движение декабристов – конспект и презентация к уроку истории

Скачать методическую разработку «Движение декабристов» к уроку истории в формате doc

Скачать презентацию «Движение декабристов» к уроку истории в формате ppt

Движение декабристовПредлагаем Вашему вниманию разработку урока истории на Школьном портале по теме «Движение декабристов«. На занятии школьников познакомят с возникновением различных тайных обществ начала 19 века, их программами, ходом восстания, а также причинами и значением для истории России, имевшее место движение декабристов.

Прежде, чем приступать к изучению темы «Движение декабристов», ребятам предложено закрепление знаний по ранее изученной теме «Внешняя и внутренняя политика России в начале 19 века«. В ходе комбинированного урока учитель использует необходимое оборудование для показа учащимся слайдов презентации «Движение декабристов«. При этом чередуются информационный, частично-поисковый и репродуктивный методы обучения.

Движение декабристов – описание хода урока

Движение декабристов-1
Александр I

Организация начала урока осуществляется словами историка Самарина Ю.Ф., который писал, что «начало правления Николая I» в один из морозных дней знаменовалось в Санкт-Петербурге на Сенатской площади тем, что собрался там «лучший цвет целого поколения«. Так, русский публицист и философ описывает начало восстания декабристов, о котором и пойдет речь на этом уроке.

Актуализация ранее изученного материала проходит по индивидуальному опросу следующих разделов:
• внешняя политика Александра I в период до 1812 года;
• заграничные походы русской армии;
• Отечественная война 1812 года;
• внутренняя политика Александра I.

Фронтальный опрос предваряющий изучение движения декабристов

Выслушав индивидуальные сообщения учащихся, учитель приступает к фронтальному опросу:

• Что за задачи пытался решить путём проведения реформы Александр I?
• Какие преобразования были осуществлены в начале 19 века?
• Каким образом должна была управляться Россия согласно проекту, предложенному М.М. Сперанским?
• Назовите причину участия России в существовавших в начале 19 века антифранцузских коалициях.
• Каковы причины нашествия Наполеона Бонапарта на Россию?
• Опишите значение Бородинского сражения?
• Почему Россия одержала победу в войне 1812 года?
• Сформулируйте наиболее важное значение этой победы?
• Как вы считаете, в чём заключалось полководческое искусство Кутузова М.И.?
• Подумайте, почему после 1812 года Россия все-таки продолжила войну против Наполеона.
• Назовите наиболее важные результаты победы России над Наполеоном.
• В чем причины изменений во внутренней политике России по истечению 1812 года?

Изучение нового материала о движении декабристов

Материал новой темы начинаем изучать с документа декабриста А.А. Бестужева, адресованного Николаю I. На основе данного письма учащиеся должны выделить главные причины, которые вызвали зарождение движения декабристов и сравнить с теми, что демонстрирует учитель на экране.

Школьниками должны быть обнаружены следующие причины, спровоцировавшие движение декабристов:
• специфика международной обстановки;
• идеи эпохи Просвещения;
• Отечественная война 1812 года, давшая возможность познакомиться с укладом жизни в Западной Европе, когда совершался поход русской армии 1813-1814 гг.;
• подъём патриотического духа и национального самосознания в России;
• угнетающая реальность: господство крепостного права и бесправие основной массы населения страны;
• непоследовательность проводимых Александром I реформ;
• идеи многочисленных русских просветителей периода конца 18 века — начала 19 века.

Движение декабристов и тайные общества

Проанализировав самые важные причины, приведшие к возникновению движения декабристов, учитель сообщает о самых первых тайных обществах, объединивших в своих рядах будущих декабристов. Наиболее раннее из возникших, считается тайное общество «Союз спасения«, образованное в марте 1816 года несколькими гвардейскими офицерами и другими, изображенными на очередном слайде презентации «Движение декабристов».

Указываем на некоторые аспекты устава общества «Союз спасения», а также рассказываем о тех, кто был учредителем и стоял во главе тайного общества.

Движение декабристов-2
Александр I при смерти в Таганроге

Немного позже, в январе 1818 года, формируется еще одно общество — «Союз благоденствия«, в рядах которого насчитывалось более двухсот человек. Описывая деятельность обществ, учитель обращает внимание ребят на их цели, наиболее значимых участников, а также на судьбу каждого из тайных обществ.

В том же алгоритме представляются классу другие общества, сформировавшиеся в более поздние сроки: «Южное общество» (1821 г.) и «Северное общество» (1822 г.). Для закрепления организуем сравнительный анализ программных документов указанных обществ: «Русская правда» (Пестеля П.И.) — программа «Южного общества«, «Конституция» (Муравьева Н.М.) — программа «Северного общества«. Анализ с частично-поисковой формой деятельности учащихся проводим по пунктам: форма правления, законодательная власть, государственное устройство, исполнительная власть, аграрный вопрос, избирательное право.

Заключительная часть урока о движении декабристов

А в заключение урока истории, обсуждаем с учащимися причины поражения декабристов, а также значение их деятельности в истории России.

Подробную методическую разработку «Движение декабристов» для проведения мультимедийного урока истории и презентацию можете скачать в начале.

Скачать презентацию «Движение декабристов»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий