Древнерусская иконопись – урок МХК в 10 классе

Древнерусская иконопись – урок МХК в 10 классе

Скачать разработку урока МХК по теме «Древнерусская иконопись» в формате doc

Скачать презентацию к уроку МХК «Древнерусская иконопись» в формате ppt

Древнерусская иконописьО древнерусской иконописи школьники узнают еще из курса истории, однако подробное изучение приходится на уроке по МХК в 10 классе. Школьный портал предлагает своим посетителям интересную и грамотно составленную разработку урока по теме «Древнерусская иконопись«, которую дополняют кроме презентации учителя, еще и презентации учащихся, что в рамках опережающего обучения будут подготовлены самими школьниками.

На уроке решаются следующие цели:
• формирование знаний у учащихся при помощи мультимедийных технологий об иконографических образах;
 систематизация изученного путем самостоятельной классификации;
 продолжить формирование нравственно-эстетического отклика на произведения искусств, привитие эстетического вкуса;
• обогатить внутренний мир школьников посредством знакомства их со святынями Христианства, дополняя их знания об иконе и вере, как бесконечных источниках душевно-нравственных и физических сил человека.

Кроме того, на уроке будут рассмотрены новые понятия, определены важнейшие каноны иконописи, а также прослежены формы их отражения в процессе анализа произведений искусств. В сопровождении слайдов презентации ребята познакомятся и с примечательными фактами в истории развития иконографии на территории Руси.

Описание хода занятия о древнерусской иконописи

Древнерусская иконопись-1На этапе организации класса, для создания благоприятной атмосферы, автор разработки рекомендует прослушивание небольшого отрывка церковного песнопения, под звуки которого учитель читает стихотворение иеромонаха Романа.

На этапе целеполагания сообщается тема урока, где ребятам предлагается самим сформулировать, что бы они желали узнать на этом уроке. Предложенные формулировки должны будут в большей мере пересекаться с указанными выше целями.

Актуализацию знаний обучающихся начинаем с вопросов проблемного характера:
 Что принято называть иконой?
 В какой роли выступает икона для православного человека?

Получив ответы детей, подытоживаем их высказывания словами Е. Н. Трубецкого, многие годы исследовавшего древние иконы. Он называл икону — «умозрением в красках«, открывавшим человеку христианскую картину мироздания, вселяя надежду бессмертия души, наделяя жизнь высокой нравственностью. И тут, предлагается классу ответить на вопрос: — Отчего в нынешнее непростое время, эпоху информатизации и развития нанотехнологий, человек посещает храм, преклоняясь иконам?

Знакомство с Древнерусской иконописью в группах

Далее учитель погружает класс в работу в группах, каждой из которых было дано предварительное задание. Любой учащийся выбирал группу, к которой он примкнет в зависимости от собственных желаний и возможностей, так как все задания отличаются спецификой их выполнения. Первая группа должна была подготовить информацию о существовавших канонах, предъявляемых к написанию православных икон.

Заданием второй группы учащихся стало соотнесение изображения Богородицы к определенному типу, с последующей характеристикой каждого из них. Третья группа ребят поделится информацией о наиболее знаменитых иконописцах Руси, а также лучшими их произведениями.

Еще одна группа выступит в качестве экспертов, которым предстоит дать оценку выступлениям и презентациям первых трех групп, для чего им самим следует тщательно подготовиться по тематике сообщений всех указанных направлений. На выступление с сообщениями каждой группе отводится до 3 минут.

Автором разработки предложены примерные образцы презентаций для каждой из указанных групп, которые можно предложить ребятам за основу. Вместе с презентацией учителя к уроку вы можете скачать в начале статьи и презентации для учащихся: «Канон«, «Знаменитые иконописцы и их произведения«, «Образ Богородицы«.

Проверка знаний о Древнерусской иконописи

На следующем этапе осуществляем проверку усвоения учащимися материала урока в процессе выполнения ими небольших тестов и ответов на блиц-опрос в сопровождении слайдов презентации.

В качестве подведения итогов, учителю предложено прочесть стихотворение одного русского поэта 18 века Станкевича Николая, которое носит название — «Мгновение«. Произведение читается также при параллельной демонстрации иконографических образов, позволяющих создать необходимый эмоциональный фон.

Древнерусская иконопись-2В заключение урока по изучению древнерусской иконописи, учитель предлагает ребятам проанализировать собственную деятельность и дать ей оценку, используя следующие вопросы для проведения рефлексии:

 Достигнуты ли запланированные нами к реализации цели урока?
 Какая из видов деятельности на уроке показалась вам наиболее затруднительной?
 Какая из видов деятельности вызвала у вас наибольший интерес?
• Перечислите, что нового вам удалось открыть для себя на этом уроке?
• Как вы считаете, из-за чего своего наибольшего расцвета иконопись достигла именно на Руси?
 Как вы думаете, полезен ли будет данный материал в вашей дальнейшей жизни?
• Чего бы вы еще пожелали узнать об иконографической живописи?

Подведение итогов изучения Древнерусской иконописи

Для формирования у ребят нравственно-эстетической отзывчивости по отношению к произведениям древнерусской иконописи, в своем заключительном слове обращает внимание класса на то, что искусство православия сегодня можно считать достоянием всего человечества.

А потому, живя в преимущественно православной стране, нельзя оставаться в стороне от собственной культуры, не интересоваться ею. Подробный конспект урока «Древнерусская иконопись«, наряду с презентацией, вы можете скачать с нашего сайта в начале статьи, а ниже просмотреть слайды ↓

Скачать презентацию по МХК «Древнерусская иконопись»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий