Действия при землетрясении – конспект и презентация к уроку ОБЖ в 7 классе

Скачать методическую разработку по ОБЖ «Землетрясения» в формате docx

Скачать презентацию к уроку ОБЖ «Землетрясения» в формате pptx

Действия при землетрясенииЦелью представленного занятия по ОБЖ в 7 классе является создание соответствующих педагогических условий, благоприятствующих формированию у школьников представлений о таком природном явлении, как землетрясение.

Ребята не только узнают о том, как характеризуется данное явление, но и вместе с учителем проанализируют причины их возникновения, а также возможные последствия для живой и неживой природы, прежде всего, для человека. 

Материал, предложенный на Школьном портале, позволяет осуществить развитие познавательной деятельности обучающихся посредством решения ситуативных задач практической направленности. Изучаются и основные характеристики землетрясений. Наглядность и эффективность изучению темы «Землетрясения» придает качественная презентация, удачно дополняющая теоретический материал занятия ОБЖ.

Описание хода урока о действиях при землетрясении

Действия при землетрясении-1Актуализация знаний наряду с проверкой домашнего задания автор разработки советует организовать в форме выполнения учащимися заданий по карточкам и последующей взаимопроверкой в парах.

Карточки раздаточного материала можно скачать вместе с разработкой. Всего предложено три варианта, в каждом из которых по 2 задания. Первое задание всех трех вариантов содержит перечень чрезвычайных ситуаций: цунами, тайфун, ураган, смерч, землетрясение, пыльная буря, обвал, эпидемия, сель.

Из числа указанных ЧС необходимо учащимся выбрать опасные явления и процессы: 1 вариант – геологического происхождения; 2 вариант – метеорологического характера; 3 вариант – гидрологической природы.

Второе задание включает перечень стихийных бедствий, вид каждого из которых и должны указать учащиеся. Первый вариант: гроза, ураган, нашествие саранчи, наводнение и пожар лесной. Второй вариант: землетрясение, эпидемия, цунами, сель, тайфун. Третий вариант: инфекционные заболевания человека, вулканическое извержение, торфяной пожар, оползень, шторм.

Изучение нового материала о землетрясениях

Прежде чем приступить к изучению нового материала, учитель мотивирует класс на формулировку темы и целей урока по итогам просмотра видеоролика о землетрясении и наводящих вопросов. Ссылка на ролик указана в конспекте урока ОБЖ.

Снова внимание на экран, где демонстрируется определение понятия «землетрясение» и приводятся важнейшие причины их возникновения. Характеризуется оно, как толчки и колебания подземного типа отдельных участков поверхности Земли.

Знакомятся ребята и с названием места разрушения непосредственно горной породы, которое принято именовать очагом землетрясения либо гипоцентром. Хотя значительно чаще приходится слышать об эпицентре землетрясений. Это же название обычно носит поверхность земли, которая находится ближе всего к очагу землетрясения.

На очередном слайде учащиеся знакомятся с видами землетрясений. Также демонстрируются изображения сейсмографа – прибора, применяемого для обнаружения и последующей регистрации всевозможных типов сейсмических волн. А чтобы оценить и сравнить между собой землетрясения пользуются, так называемой, шкалой магнитуд, а также шкалой интенсивности.

Шкалы Рихтера и Меркалли

На этом этапе учащиеся узнают о шкале Рихтера (сейсмолог американского происхождения), используемая для измерения магнитуды, и состоящая из 9 делений. Каждое деление этой шкалы характеризует землетрясение определенной силы, поэтому внимание класса обращается на описание землетрясений каждого деления магнитуды.

Действия при землетрясении-2
7 декабря 1988 — Спитакское землетрясение (Армянская ССР; магнитуда — 7,2)

Кроме шкалы Рихтера сейсмологами используется и шкала Меркалли, дифференцирующая землетрясения по интенсивности по 12-бальной шкале, каждое деление которой также описывается на слайдах презентации своей характеристикой.

Далее, учитель постарается с ребятами применить новые знания. Для этого на экране предложена карта мира с распределением сейсмических зон. Затем и карта сейсмического районирования нашей страны. Класс приходит к выводу о сейсмичности региона, в котором расположена школа и проживают учащиеся.

После того, как учитель расскажет в сопровождении слайдов презентации с самыми разрушительными землетрясениями 20-21 веков, классу предлагается самостоятельная работа творческого характера в группах для закрепления умений и навыков применять полученные знания на практике.

Подробную методическую разработку урока основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе по теме «Землетрясения», а также качественную презентацию к занятию можете скачать в начале данной статьи, а ниже просмотреть и слайды ↓

Скачать презентацию к уроку ОБЖ «Землетрясения»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий