Найти на сайте

Чарушин: Страшный рассказ – урок литературного чтения



Чарушин: Страшный рассказ – урок литературного чтения

Скачать методическую разработку «Чарушин: Страшный рассказ» урока литературного чтения в формате doc

Скачать презентацию «Чарушин: Страшный рассказ» к урок литературного чтения в формате ppt

Чарушин: Страшный рассказЗамечательный рассказ Чарушина Евгения Ивановича, который называется «Страшный рассказ», изучается в школьной программе еще во втором классе, а потому знакомство с ним должно быть наглядным и максимально доступным для младших школьников. На уроке ребята не только разбирают рассказ, но и знакомятся с творчеством выдающегося писателя и иллюстратора Чарушиным Е.И.

Автор методической разработки «Чарушин: Страшный рассказ», предложенной Школьным порталом вашему вниманию, предлагает построить урок литературного чтения с использованием элементов системно-деятельностного подхода. Когда второклассники на протяжении всего занятия вовлечены в разные виды деятельности. Такие как повторение заданного на дом, опережающее задание на предположение сюжета произведения, работа по разгадыванию загадок, и даже выступления с сообщениями. Также на уроке предусмотрены вопросы учителя, работа с пословицами и возможность самим оценить свою работу за урок.

Чарушин: Страшный рассказ – описание хода занятия

Чарушин: Страшный рассказ-1С самых первых минут урока учитель пытается развивать художественно-образное мышление учащихся, их творческое отношение к жизни, их воображение. Для этого организуется эмоциональная мотивация и добрые напутствия педагога, который просит ребят улыбнуться друг другу и, рассказывает о доброте.

Небольшая речевая разминка и приступаем к проверке домашнего задания. На предыдущем уроке состоялось знакомство с произведением Пришвина М., которое называется «Ребята и утята». Прежде, чем учащиеся начнут пересказывать его, учитель просит восстановить деформированный и изображённый на экране план рассказа. Восстановив с помощью самих второклассников план, приступаем к пересказу, по завершении которого ребята отвечают на вопрос:
• Что полезного извлекли вы для себя из данного рассказа М. Пришвина?

Изучение нового материала о творчестве Чарушина

Настало время целеполагания, когда ребята вспоминают тему, изучаемую ими на уроках чтения: «О братьях наших меньших». На доске учителем сделана запись: «Я и мои друзья». Обращая внимание учащихся 2-го класса на эту запись, просим их ответить на следующие вопросы:
• Кого принято называть братьями нашими меньшими?
• Возможно ли нашими друзьями называть животных?
• С какой целью необходимо заботиться о животных?

На следующем слайде дети читают названия животных, а, соединив выделенные буквы, узнают фамилию писателя, с которым и предстоит им познакомиться подробнее на уроке.

Трое из учащихся читают или рассказывают подготовленные ими сообщения о биографии и творчестве Чарушина Е.И. Родившись в 1901 году в семье известного русского художника и архитектора, в путешествиях по лесным краям и получил маленький Женя первые уроки наблюдательности. Чуть позже, отцом были даны и первые уроки рисования сыну, а мать способствовала привитию вкуса к музыке, а также научила понимать животных, природу.


Так, шаг за шагом, любовь к рисованию и к животным стали сплетаться в одарённой натуре, приведя Евгения Чарушина к известности, как художника-иллюстратора. Он готовил иллюстрации для книг таких писателей, как М. Горький, М. Пришвин, С. Маршак и В. Бианки. И только чуть позже стал сочинять рассказы про животных и их повадки. Очень искусно владел Чарушин Е.И. словом, кистью и карандашом.

Чарушин о животных в «Страшном рассказе»

Знания о лесе и его обитателях пришло к Чарушину с самого детства, когда жил он среди вятских лесов. В рассказах своих он удивительно трогательно описывает пушистых зайчат, лисичек, медвежат, лупоглазых олешек, рассказывая весьма занимательно о поведении этих животных. На данном уроке предстоит познакомиться с рассказом Чарушина, также повествующем о животном, о котором учащиеся узнают, разгадав загадку — это ёж.

Если кто-то из учеников класса может поделиться своими воспоминаниями и рассказать присутствующим об этом животном, то можно воспользоваться этим, как вступлением к сообщению учителя о ежах, особенностях среды их обитания, пище, защитных приспособлениях в случае опасности и многом другом.

Чтобы эффект от рассказа был адекватным, необходима также эмоциональная подготовка учащихся к его восприятию. Этим и занимаемся на следующем этапе урока литературного чтения «Чарушин: Страшный рассказ», обсуждая понятие «страх», с которым ребята наверняка не раз уже сталкивались.

Чарушин: Страшный рассказ-2Словарная работа перед чтением рассказа также необходима, поскольку в произведении имеются незнакомые ребятам слова, такие как сени, чулан. О них и расскажем классу в сопровождении слайдов презентации, после чего и читается сам рассказ. Анализ рассказа осуществляется по вопросам, приведённым в разработке.

В заключение урока литературного чтения

А в заключение урока проводится работа с пословицами: из предложенных на экране, выбирается та, что больше подходит к нашему рассказу. Проводится и тест с заданиями к прочитанному рассказу, который оценивается самими учащимися под руководством учителя. В таком чередовании различных видов деятельности и организуется работа на уроке литературного чтения «Чарушин: Страшный рассказ», подробный конспект которого можно скачать в начале статьи, как и презентацию к занятию.

Скачать презентацию «Чарушин: Страшный рассказ»

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники



Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>