Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия – урок ОБЖ

Скачать разработку урока ОБЖ «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» в формате doc

Скачать презентацию «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» в формате ppt

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствияНа этом занятии ребята получат ответ на вопросы: Представляют ли какую-нибудь опасность гидротехнические сооружения? Что представляют собой гидротехнические сооружения и, каково их предназначение?

Кроме того, на уроке ОБЖ, представленном на Школьном портале, школьники узнают об основных причинах, в результате которых происходят аварии на ГТС. Автором предлагаются также тесты, позволяющие повторить и закрепить изученный материал.

Материал занятия, тип которого – комбинированный, дает возможность развивать познавательный интерес, воображение и мышление. Ученики приводят собственные примеры и учатся выделять главное. Помимо фронтального опроса, тестовых заданий, имеется наглядная и качественная презентация, содержащая много объяснительно-иллюстративного материала, с помощью которого учителю удастся повысить экологическую грамотность детей.

Описание хода занятия об авариях на гидротехнических сооружениях

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия-1Этап организации сменяет проверка домашнего задания, для чего предлагается выполнение теста по предыдущей теме занятия, где класс знакомился с авариями, происходящими на радиационно-опасных объектах. Тестовые задания выполняют несколько учащихся.

Всего предложено три вопроса с вариантами ответов:
1) Какой химический элемент из предложенных следует принимать, когда происходит авария на АЭС? (йод)
2) Является ли внутреннее облегчение существенно опаснее внешнего? (да)
3) Какие дозировки облучения способны привести к лучевой болезни? (100, 500 бэр)

С остальными учащимися класса проводим фронтальный опрос по заданиям:
1. Соотнести понятия: искусственное радиоактивное излучение (рентген, атомные бомбы); естественное радиоактивное излучение (радон, руды урановые, солнечные лучи).
2. Укажите две причины, способные привести к аварии на АЭС.
3. Дополните следующие фразы: «В результате аварии на АЭС следует …«: 1) выслушать …; 2) упаковать …; 3) защитить …; 4) провести …

Учащиеся должны вспомнить, что выслушать необходимо речевое сообщение о появившейся опасности, упаковать имеющиеся продукты питания и воду питьевую в соответствующие пакеты, бутылки, поместив в холодильник, кладовку либо закрытые шкафы. Защитить органы дыхания существующими в наличии средствами индивидуальной защиты и провести необходимую герметизацию помещения.

Изучение нового материала об авариях на гидротехнических сооружениях

От актуализации ранее изученного, переходим к изучению нового материала. Напоминаем учащимся о богатстве нашей страны водными ресурсами еще со времен Древней Руси. Отмечая, что первыми инженерскими сооружениями (не считая мостов) стали каналы, возведение которых началось еще в 12 веке, чтобы миновать пороги в руслах рек.

На экране приводятся названия крупнейших гидроэлектростанций (ГЭС) в России. На этом этапе можно включить вопрос, касаемо регионального компонента, спросив учащихся об имеющихся в регионе их проживания каких-нибудь ГЭС, либо других гидротехнических сооружений, к примеру, судоходных каналов.

Далее разбираемся в том, могут ли представлять какую-нибудь опасность гидротехнические объекты, подобно перечисленным. Для чего знакомим класс с определением гидротехнических сооружений, или сокращенно ГТС. Ребята узнают, что ГТС представляют собой инженерные либо сооружения естественного типа, предназначение которых — использование либо борьба с разрушительным воздействием воды.

Цели возведения гидротехнических сооружений

В результате, приводятся цели, преследуемые сооружением гидротехнических объектов:
 защита от наводнений берегов, путем возведения дамб;
 использование кинетической энергии водного потока на гидроэлектростанциях;
 мелиорация;
 водоснабжения городов и использование водных ресурсов для орошения полей;
 обеспечение работы речных, а также морских портов, путем сооружения каналов, шлюзов;
 регулирование уровня воды в период паводков.

На слайде приводится классификация гидротехнических сооружений по их назначению. При всей необходимости и значимости всех перечисленных объектов ГТС, отмечает их потенциальную опасность, как для самого человека, так и для окружающей его среды.

Гидродинамические опасные объекты и аварии на них

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия-2В связи с чем следует дать определение гидродинамических опасных объектов (ГОО). Это такие естественные либо инженерные сооружения, образующие разность в уровнях воды до объекта (верхний бьеф) и после (это уже нижний бьеф). На подобных объектах возможны аварии, способные привести к последствиям, сравнимые с катастрофическими.

Еще одно определение для полноты картины – это определение гидродинамической аварии (ГДА), после которого приводятся наиболее крупные из аварий подобного типа, произошедшие за последние 25 лет в нашей стране.

В таком продуктивном ритме проходит занятие об авариях на гидротехнических сооружениях, подробный конспект которого вместе с презентацией можно скачать выше в начале данной статьи, а также ниже увидеть и сами слайды ↓

Скачать презентацию «Аварии на гидротехнических сооружениях»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий