Адсорбция – конспект и презентация к уроку химии

Адсорбция – конспект и презентация к уроку химии

Скачать методическую разработку «Адсорбция» к уроку химии в формате doc

Скачать презентацию к уроку химии «Адсорбция» в формате ppt

АдсорбцияМетодическая разработка урока по химии на тему «Адсорбция», предложенная на Школьном портале, предназначена для проведения занятия с использованием ИКТ в форме комбинированного урока в 7 классе. Материал урока составлен на основе учебной линии Габриеляна О.С. (Вводный курс. 7 класс, изд-во «Дрофа», 2009).

К дидактическим задачам, реализуемым на уроке, относятся:
• формирование первых представлений школьников о способах разделения смесей при помощи метода адсорбции;
• знакомство с примерами применения явления «адсорбция» на практике в жизни и в профессиональной деятельности.

На уроке химии «Адсорбция» развиваем навыки выполнения лабораторных заданий (взбалтывание, фильтрование), а также продолжаем формирование навыков самостоятельной работы (наблюдения, сравнения, анализа). Через работу в группах, воспитывается умение организации труда в сотрудничестве, чувство коллективизма.

Адсорбция – краткое описание хода занятие

Адсорбция-1В сопровождении слайдов презентации «Адсорбция«, на первом этапе урока, знакомим учащихся со схемой, которую им предложено зарисовать в тетради. Это схема разделения процесса сорбции на три составляющие: адсорбция, хемосорбция и абсорбция.

Прежде всего, школьники узнают о хемосорбции, как о процессе поглощения каким-либо твёрдым телом или какой-либо жидкостью из окружающей среды различных веществ, что приводит в результате к образованию химических соединений. А на следующем слайде учитель демонстрирует под запись также определения процессов абсорбции и адсорбции.

Абсорбция — процесс избирательного поглощения жидким поглотителем компонентов какой-либо газовой смеси.
Адсорбция — процесс, в результате которого поверхность какого-либо твёрдого тела поглощает жидкость или газы.

Сущность процесса адсорбции

Обращаем внимание обучающихся на отличительные стороны двух указанных процессов. В случае с адсорбцией — поглощение происходит исключительно на поверхности твердого тела, а при абсорбции — во всём объёме.

Более подробно останавливается учитель на понятии «адсорбция«, сообщая классу, что с этим физико-химическим явлением знаком практически каждый из них и наблюдали в жизни неоднократно. Это и одежда маляра, которая издаёт специфический запах краски и скипидара. Одежда кондитера пахнет мускатным орехом и ванилином, шофёра — бензином или соляркой.

Всё перечисленное и есть ни что иное, как результат адсорбции сконцентрированных на одежде молекул газов, с которыми работали указанные люди. Весьма познавательно и любознательно приводятся учителем, чтобы помочь учащимся лучше представить себе явление адсорбции, две истории: версия отравления Наполеона и необычная болезнь Ньютона.

Связь адсорбции с отравлением Наполеона и болезнью Ньютона

Известно, что волосы Наполеона подверглись тщательному анализу, в результате которого в них был обнаружен мышьяк в довольно больших концентрациях. А источником мышьяка, вероятно, стали обои в его спальни, что располагалась в доме Наполеона, когда он пребывал на острове Святой Елены. По сохранившимся невзначай образцам обоев смогли сделать заключение о том, что мышьяк, содержался в них в повышенной концентрации в форме арсенита.

В 1692-м году, совсем незадолго до своего пятидесятилетнего юбилея, тяжелая болезнь одолела Ньютона, причина которой так и не была доказана. Болезнь эта продолжалась на протяжении почти года. Однако по прошествии своего недуга учёный прожил еще около 33 лет. А уже после его смерти, группа исследователей решила провести анализ волос Ньютона, что были в их распоряжении. Выяснилось, что содержавшаяся в них ртуть по концентрации превышала норму более, чем в 15 раз. Из чего и было сделано предположение: болезнь учёного — результат отравления ртутью.

Дальнейшую работу на уроке организуем по указанному на экране плану. Первым делом знакомим учащихся с именами учёных: открывшего явление адсорбции (Ловица Т.Е.), а также давшего подробное описание областей применения и адсорбционные свойства угля (Ломоносов М.В.).

Области применение адсорбции, практическая часть урока

Адсорбция-2Затем школьники узнают, что такое адсорбтив и адсорбент. Подробно остановятся на слайдах, демонстрирующих сферы применения явления адсорбции и практического его значения. Это и осветление растворов в процессах производства глюкозы, сахара, нефтепродуктов, лекарств и т.д. Важную роль явление адсорбции играет также в процессе обогащения полезных ископаемых, при крашении волокон, в пищевой промышленности, например, в производстве вина.

Переходим к организации практической части урока, где проведём три небольших эксперимента:
• Адсорбция при помощи активированного угля красильных компонентов газированного напитка.
• Способность активированного угля адсорбировать на своей поверхности уксусную кислоту.
• Адсорбция пахучих веществ в газообразном состоянии кукурузными палочками.

А в заключение можно с ребятами ещё и поиграть, используя слайды презентации, где предложены задания: «Найдите соответствия«, «Разгадайте головоломку«.

Подробную методическую разработку урока химии в 7 классе по теме «Адсорбция» вместе с презентацией Вы можете скачать в начале статьи, а просмотреть слайды ниже ↓

Скачать презентацию к уроку химии «Адсорбция»

Руслан Бодарев

Женат. Воспитываю троих детей. Работаю в сфере образования в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ "Средняя общеобразовательная русско-молдавская школа №7" города Дубоссары. Окончил Кабардино-Балкарский государственный университет в г. Нальчик, КБР, Россия. Имею высшее образование по специальности - химик преподаватель и химик-специалист

Оцените автора
Школьный портал
Добавить комментарий